Кто такой Бог в иудаизме?

Кто такой Бог в иудаизме?

Кто такой Бог в иудаизме?

25.09.2018. APCNEWS.RU.    Бог – это Высшая Сила, которая создала весь мир и постоянно поддерживает его существование.

Есть ли у Бога тело?

Из слов Торы и пророков, а также из слов наших мудрецов выясняется, что у Бога нет тела. Пишет Рамбам, что то, что упоминается в Торе и у пророков, и называется «длань, рука Господня», «ноги Бога», «очи Господа», «уши Всевышнего» и тому подобные вещи, – это не более, чем метафорические образы, иносказания, аллегории применительно к пониманию людей, которым известны, прежде всего, физические, материальные тела; и поэтому Тора говорит языком людей, сообщает Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на сайт imrey.org.

Следовательно, она наделяет все сверхъестественное и непонятное человеку формами и действиями (антропорфизм), понятными языку человека.

Сущность Бога

У человека нет реальной возможности постичь истинную сущность Бога, ибо он ограничен возможностями человеческого восприятия с помощью мира его понятий и представлений, и, коль скоро сущность Творца не ограничена ничем, у человека нет никакой возможности понять ее.

Об этом сказал пророк Элиягу в молитве (Тикунэй Зоар 17, 1): «Владыка миров… Ты Высший над всеми высшими, Непостижимый из всех непостижимых, мысль неспособна постичь Тебя».

По этой причине единственные знания о Творце, о которых мы можем судить, – это знания и представления, связанные с отношением Творца к Своим созданиям, или знания, которые отрицают Его неполноценность или ограниченность.

Среди таких представлений следующие: вечность Творца, Его независимость от других, Его единство и цельность (Он не делится на какие-либо части), Его единственность и неповторимость (Он один и един во всем мире, и нет никого, кроме Него), Его совершенство и полноценность (Он совершенен всеми видами совершенства, и нет в Нем абсолютно никакого недостатка или изъяна).

В книге Адир ба-Маром Рамхаль пишет следующее: «Когда мы говорим о Творце, несомненно, мы имеем в виду не Его сущность, а только Его деяния». Подобно этому пишет Виленский Гаон в комментарии на Книгу Зоар (Рая Меэмна, глава Бо): «Это великий принцип, что запрещено нам думать о Его сущности, а только о Том, как открывается Он перед нами в Своих делах».

О том, почему, если так, сказано в Торе, что Творец создал человека по Своему образу и подобию, читайте тут.

Независимость Бога от времени

Бог не меняется со временем и не зависит от времени. Более того, Рамбам (Море Невухим 2, 30) пишет, что время было создано Творцом, а не всегда существовало. Подобное пишет и Виленский Гаон в комментарии на Тору. Подробнее об этом читайте тут.

Бог и мир

Весь мир, который создал Творец, не существует самостоятельно, Господь постоянно поддерживает его существование. С другой стороны, сам Творец ни коем образом не зависит от мира. Об этом говорит Тора: «Нет ничего, кроме Него» (Дварим 4, 35). Поясняет Рамбам, что имеется ввиду: «бытие всего существующего, кроме Него, не абсолютно». Подробнее об этом читайте тут.

Знание Бога

Творец знает все, что происходит во всех мирах до мельчайших деталей. А также все, что было, и все, что будет. Несмотря на это, знание Творца не противоречит концепции свободы выбора. И об этом сказали наши мудрецы (Пиркей Авот, 3:15): «Всё предвидимо, и свобода (выбора) дана». Подробнее об этом читайте тут.

Единство Бога

Господь Бог один, и Он не делится ни на какие части. Об этом пишет Рамбам: «Этот Б-г един – не два, и не более, чем два, но один, и нет подобного Его единству никакого другого единства в мире: не так един, как объединяющий в себе множество элементов, и не как тело, у которого есть части и края; но единство, которому нет подобного в мире». И об этом мы ежедневно дважды свидетельствуем: «Слушай, Израиль, Господь Бог наш, Господь один».

Однако Рамхаль в книге Даат Твунот пишет, что, «когда мы говорим, что Святой, благословен Он, един, недостаточно понять, что Он один обладает абсолютным существованием…, и нет творца, кроме Него. Мы обязаны понять также, что нет, кроме него, никакого другого властелина или правителя над миром и всеми созданиями, и нет никого, кто мог бы помешать Ему, и нет препятствий воле Его… Тот, кто верит в единство Творца… должен верить, что… для Него никаких препятствий и никого, способного противостоять Ему ни под каким видом и ни с какой стороны… Нет никого под Ним, кто обладал бы властью в мире, нет никаких наместников или другой силы… Более того, Он сам непосредственно управляет всеми созданными, все происходящее в мире происходит по воле Его, и руками Его, не случайно, не по законам природы или судьбы. Он сам судит всю землю и все находящееся на ней и решает все, что происходит в верхних и нижних мирах, до самой нижней ступени Творения…».

Имена Бога

Имя — это определение, выражение сущности определяемого понятия (см. «Почему Всевышний не дал  Свои имена животным?»), а сущность Б-га мы понять не можем, тем более, не можем её определить, поэтому у Всевышнего нет  собственного имени – нет «самоназвания», и все Его Имена описывают не Его Самого, а Его деяния, которые открываются нам.

Сказано в мидраше (Шмот Рабба 3), что на вопрос Моше, обращенный к Творцу, каково Его имя, Всевышний ответил: «По деяниям Моим называюсь Я. Иногда называюсь Б-гом Всемогущим (Кель Шакай), [иногда] Господом Воинств (а-Шем Цваот), [иногда] Б-гом (Элоким), [иногда] Йуд-Кей-Вав-Кей (а-Шем, четырёхбуквенное непроизносимое Имя Всевышнего). Когда сужу Я Мои творения, Я называюсь Б-г, когда иду войной против преступающих Мои законы, называюсь Господом Воинств, а когда взыскиваю за грехи человека, называюсь Б-гом Всемогущим. Но когда Я милую Мой мир, –  называюсь Адой-ной, потому что это Имя означает только свойство милосердия, как сказано (Шмот 34, 6): а-Шем, а-Шем, Б-г жалостливый и милосердный”. [Поэтому и ответил Господь Моше:]“Я Сущий, Который пребудет (т.е., Я буду Таким, Каким буду в то время)” — “по деяниям Моим называюсь Я”».

Одно имя Всевышнего всё-таки получило в священных книгах более определенное выражение  Шем а-Эцем — Имя «Собственное», хотя, разумеется, и это имя не говорит о сущности Всевышнего (ибо её невозможно определить, как уже упоминалось прежде), — это четырёхбуквенное Имя Йуд-Кей-Вав-Кей.

Виленский Гаон говорит: это Имя указывает на то, что Всевышний существует вечно, и Он неизменен. Это Имя указывает на основополагающее различие между Ним и всем сотворённым миром: все творения существуют только потому, что такова была Его воля, сам же Он не зависит ни от кого и существует вечно.

Из уважения к этому Имени мы не произносим его так, как оно написано — Йуд-Кей-Вав-Кей; мы произносим Адой-ной (Г-сподь).

Вера в Бога

Знание о существовании Бога является основой иудаизма. И так пишет Рамбам (Законы основ Торы, 1:1): «Основа основ и столп мудрости – знать, что есть Изначальный Сущий, и Он осуществляет все существующее; и все существа на небе и на земле, а также между ними, не существуют иначе, чем в силу истинности Его существования». При этом важно знать, что еврейская религия основывается ни на вере, а на знании. И так сказано в Торе (Дварим 4, 39): «И познал ты ныне и внедри (это знание) в сердце твоё, что Г-сподь есть Б-г на небе вверху и на земле внизу; нет другого». Как мы видим, в стихе сказано «познал», а не «поверил». Т.е. истинность Торы можно доказать с помощью аргументов разума, нет нужды в слепой вере. И так пишет Пишет Рамбам (Законы об основах Торы, 8:1): «Сыны Израиля поверили Моше не из-за знамений, которые он сделал… а из-за чего поверили ему? У горы Синай, где мы видели своими глазами и слышали своими ушами огонь, голоса и факелы, и он входит в туман, и голос говорит ему, а мы слышим: Моше, Моше, иди и скажи им так и так». Подробнее об этом читайте тут.