APCNEWS.RU. Москва, 17 апреля, Благовест-инфо. Конференция в московском лютеранском соборе была посвящена богословию и поэзии пастора-мученика
Конференция «Богословие и поэзия Дитриха Бонхёффера» состоялась 15 апреля в московском кафедральном соборе Евангелическо-лютеранской Церкви России. Конференция посвящена наследию мученика ХХ века Дитриха Бонхёффера (1906 –1945) – немецкого лютеранского пастора, теолога, участника антинацистского заговора, казненного в концлагере Флоссенбург за неделю до разгрома фашистской Германии.
«Жизнь Бонхёффера – это свидетельство и мученичество», – этими словами начал свое вступительное слово архиепископ Евангелическо-лютеранской Церкви России Дитрих Брауэр. По его словам, Бонхёффер «очень жестко ставит себя перед вопросом, что такое быть христианином, что значит быть последователем Иисуса в окружении бесчеловечной идеологии в тоталитарном государстве, … он ясно и бесстрашно указал своей Церкви на угрозы, стоящие перед ней». Пастор призывал христиан «проснуться, ожить, повзрослеть, а Церковь – прекратить спать и безмолвствовать…, не держаться за свои собственные интересы». Бонхёфферу приходилось напоминать своим прихожанам, что Церковь «не может быть ни церковью Лютера, ни церковью немецкого народа. Она принадлежит Христу», при этом сам он стал «живой проповедью», сказал далее архиепископ.
Он коснулся также идеи Бонхёффера о «безрелигиозном христианстве». «Христианская вера не равнозначна христианской религии или мировоззрению. Проповедь - не благочестивый шаблон. Она должна быть «безрелигиозной», доступной, понятной… Христианином человек становится не в религиозном обряде, а участвуя в страданиях Бога в мирской жизни. В этом заключается метанойя. Не думать прежде всего о собственных бедах, проблемах, грехах, страхах, но дать увлечь себя на путь Иисуса Христа…», – привел архиепископ Брауэр памятные слова погибшего в застенках пастора.
«Безрелигиозное христианство» стало центральной темой конференции. Профессор Светлана Коначева – доктор философии, завкафедрой РГГУ представила доклад «Безрелигиозное христианство» Бонхёффера и «религия без религии» в постмодерной теологии», посвященный особенностям богословия Бонхёффера и неутихающей по сей день дискуссии по этому поводу.
Автор доклада предостерегла от того, чтобы понимать Бонхёффера как «радикального» или «секулярного» теолога, призывающего к «жизни в мире, как будто Бога не существует». Очевидно, нельзя назвать таким человека, который пишет: «Что меня постоянно занимает, так это вопрос, чем для нас сегодня является христианство и кем – Христос?» По мысли Бонхёффера, мир изменился, он достиг «совершеннолетия», человек стал «автономным», и христианство призвано дать новый ответ на эту ситуацию. Этот ответ может заключаться в противостоянии (христианская апологетика); в попытках «каким-то образом замаскировать обезбоженность мира», но немецкий пастор идет другим путем: можно, по словам С. Коначевой, «рискнуть говорить о Боге … без религии», постараться «понять совершеннолетний мир лучше, чем он сам понимает себя, – в свете Христа».
Докладчица назвала ключевые моменты концепции «безрелигиозного христианства»: преодоление образа Бога как потустороннего «Высшего сущего», … «как некоего вида бытия, а не самого бытия»; «акцентирование посюсторонности, при которой подлинной трансцендентностью оказывается ближний»; «нерелигиозная интерпретация библейских понятий»; жизнь в мире, «как если бы Бога не было». Не отрицание Бога, а «христианская надежда на спасение отсылает человека к его жизни на земле». Не бежать от тревог, опасностей и нужд этого мира в иной, запредельный, не искать «спасительную лазейку в вечность», а встречать Христа «в средоточии жизни», как пишет Бонхёффер.
Он подчеркивает, что христианство не предлагает никакой «религиозной методики». «Бонхёффер видит человека своего времени, видит дух безрелигиозной эпохи. И тогда к нему приходит последний смысл этого события: это страдания самого Христа, которые происходят здесь, в наше время. Бог снова всходит на Крест ради спасения человека. Для нашего блага Он выбирает бессилие. Распятый Бог дарит нам новый мир», – сказала докладчица.
Именно в таком контексте следует понимать высказывания Бонхёффера, которые кажутся парадоксальными, а порой и «провокативными»: «Бог дает нам понять, что мы должны жить, справляясь с жизнью без Бога. Бог, который с нами, есть Бог, который хочет, чтобы мы жили без рабочей гипотезы о Боге, есть Бог, перед которым мы постоянно пребываем. Перед Богом и с Богом мы живем без Бога. Бог дозволяет вытеснить себя из мира на крест. Бог бессилен и слаб в мире, но именно в этом и только через это Он с нами и помогает нам».
Дитрих Бонхёффер. Christian.by
Таким образом, уникальность бонхефферовского понимания христианства заключается в том, что он «осмелился увидеть в ситуации, когда эпоха «религии» проходит, с одной стороны, эмансипацию и историческое развитие, а с другой – осуществление Божьей цели, открытой во Христе; поэтому ученичество может быть по-настоящему мирским без приспособления к миру, может быть вовлечением в жизнь «перед Богом, без Бога, как того требует Бог», резюмировала С. Коначева.
Заключительную часть своего доклада она посвятила дискуссии вокруг концепции «безрелигиозного христианства». Диапазон оценок весьма широк: «От радикальной критики как апологии секуляризации до восторженного принятия, которое было кристаллизовано в «теологии смерти Бога». Сама же автор доклада утверждает, что перспективы, которые открывает концепция Бонхёффера для богословского мышления «конца современности», «ведут к принятию всерьез воплощения Христа, кенозиса, предполагающего растворение священного в мире как единственно возможный в нынешней духовной ситуации акт трансценденции Бога». «Тогда смерть «метафизического Бога» может оказаться местом позитивного утверждения божественного, воплощением идеи спасения; освобождение от ложных представлений о Боге может «расчистить для взора библейского Бога, своим бессилием завоевывающего власть и пространство в мире», завершила она словами самого Бонхёффера.
Тему «безрелигиозного христианства» продолжил пастор Антон Тихомиров, доктор теологии, ректор Лютеранской семинарии в Новосаратовке, в докладе «Опыт безрелигиозного христианства. Теопоэзия Дитриха Бонхёффера в интерпретации Акселя Денеке». Опираясь на недавнее исследование богослова А. Денеке, докладчик показал, как в стихотворениях Бонхёффера, написанных в застенках, обнаруживается «практическая попытка говорить в рамках безрелигиозного христианства». В поисках нового языка проповеди Бонхёффер утверждал, что «возможности поэзии в отношении нашей речи о Боге куда больше, чем возможности традиционного богословия».
Фото: пресс-служба ЕЛЦР
Докладчик привел три ярких примера. Так, в самом известном стихотворении Бонхёффера, ставшим песнопением – „Von guten Mächten“, он усматривает, вслед за А. Денеке, «радикальную «демифологизацию» традиционных религиозных понятий» (например, «ангелы» заменяются понятием «добрые силы»). Таким образом Бонхёффер пытается быть услышанным как секуляризированным, далеким от религии читателем, так и консервативными, даже фундаменталистскими кругами, в которых это стихотворение очень популярно.
В стихотворениях «Иона» и «Смерть Моисея» Бонхёффер идентифицирует себя с библейскими героями, ему близок «мотив наказанного за непослушание пророка, который, однако, жертвует собой ради своих людей». Докладчик напомнил, что «Иона» написан в октябре 1944 г. после того, как Бонхёффер был вынужден отказаться от уже готового побега, чтобы не компрометировать своих только что арестованных родственников и друзей. И в этих произведениях А.Тихомиров находит «отзвуки безрелигиозного подхода к вере» через попытку «разглядеть в перипетиях вполне светской политической и личной истории нечто божественное».
«Самый центр мысли Дитриха Бонхёффера и одновременно самый центр того опыта, который является главной (и, возможно, единственной) опорой «безрелигиозного христианства» – это опыт встречи с Иисусом Христом», разделяет докладчик вывод А. Денеке.
Юлия Зайцева