09.12.2019. APCNEWS.RU. Когда в России речь заходит о взаимодействии власти и граждан, то рано или поздно начинаются рассуждения о невероятной «терпеливости» русского народа. Одни преподносят это как его несомненное достоинство – кто-то потому, что это вполне соответствует христианскому, в первую очередь православному, образу праведника, а кто-то обнаруживает здесь социальный героизм и самоотверженность.
Другие, наоборот, осуждают или жалеют «бесхребетных потомков крепостных крестьян», сокрушаясь по поводу их аполитичности и полной незаинтересованности в переменах, – сообщает Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на Богослов.ру.
Несмотря на то, что эта тема совершенно не нова и классики уже успели не раз и похвалить и поругать эту самую терпеливость, вряд ли можно говорить о том, что терпеливость сама по себе, даже будучи генетически запрограммированной и совершенно неустранимой, может влиять на жизнь страны или отдельного человека. Я полагаю, что государственная и антигосударственная пропаганда занимаются совершенно не тем, что действительно важно, да и вопрос этот гораздо шире, чем политика.
Я говорю об осознанности. Осознанная терпеливость – это спланированный расчет. Прав или не прав крепостной в ситуации, когда он безропотно слушается господина, но если он делает это осознанно, если он терпит, понимая, для чего он это делает, имея конкретную цель и мотив, то терпеливость выступает как его сила, как его оружие.
Возможно, что он слаб и потому терпелив, но он осознал свою слабость и выживает так, как он может. С другой стороны, если он терпит что-либо потому, что «отец-мать терпели и я потерплю», не зная толком почему терпели отец и мать и не утруждая себя вопросом почему терпит он сам – то это, действительно, рабское и низменное мышление.
В этом случае терпение становится бременем для человека, может показаться, что он не может вырваться из под власти этого терпения, но в действительности он попросту не хочет/боится/не способен осознавать свои действия. И речь здесь совершенно не о политике, ведь осознанная терпеливость – это сила в любой ситуации.
Поэтому и ругать и хвалить терпеливость можно только с учетом осознанности. Если критики русской терпеливости не довольны поведением народа – развивайте, пробуждайте в людях способность анализировать свои решения и поступки, дайте им инструкцию по эффективному применению их терпеливости.
Вывод из этого я вижу вполне практический: забудьте про эти дискуссии о терпеливости; задача государства, общества, педагогов и воспитателей всячески развивать в молодых людях именно осознанность, т.е. способность задать вопрос «зачем я это делаю?» в отношении каждого своего действия.
В духовно здоровом обществе именно целеполагание и реализация целей являются путеводными нитями для всех его членов, а отсутствие осознанных целей порождает бессознательное блуждание по жизни, из-за которого даже такая сильная черта характера как терпеливость может стать слабостью.
Сысоев Матвей Сергеевич