14.01.2019. APCNEWS.RU. В новозаветных текстах большое внимание уделяется тому, что Иисус и Его первые ученики совершали многочисленные исцеления и изгнания нечистых духов.
Об этом Служба новостей APCNEWS.RU со ссылкой на сайт Magisteria.ru.
И то, что эта практика исцелений связывалась с первыми христианами, было известно по крайней мере до середины II века. Еще Иустин Мученик пишет о том, что до сих пор в городах есть некоторые братья, которые регулярно совершают такого рода чудесные исцеления. Для понимания этой практики и этой роли, которую играли первые христиане, важно понять, собственно, состояние античной медицины в ту эпоху.
Хотя уровень медицины был уже достаточно высокий — известно, скажем, и в Древнем Египте проводились уже достаточно сложные операции, и существовало большое количество теоретических трактатов, и уже многое было известно о том, как следует исцелять болезни, — но с практической точки зрения большая часть населения Римской империи доступа к такой научной медицине не имела. То есть большинство медиков были, скорее, такими учеными-философами и если и практиковали, то только с точки зрения получения опыта или за деньги исцеляли людей знатных и богатых. Часто императоры имели придворных врачей.
Простые же люди доступа к тому, что мы называем медициной, практически не имели. Соответственно, возможности для лечения у них были ограничены и сводились либо к использованию каких-то народных средств и лечению травами и тому подобным, либо к помощи местных целителей, которые непонятно чем отличались от колдунов, шаманов и тому подобного рода явлений.
Либо это было связано с религиозными объектами — посещение храмов в честь Асклепия, в которых полагалось уснуть (такой обычай назывался инкубацией) и получить во сне откровение от явившегося божества и дальше уже ему следовать. Известен античный писатель, Элий Аристид, который как раз следовал в своей жизни советам Асклепия, и как тот советовал, так и лечился.
Соответственно, появление неких людей, особенно в небольших селениях, которые совершали исцеления, конечно, сразу же привлекало внимание. Как я уже говорил в одной из лекций, с одной стороны, это вело к обвинениям Иисуса и апостолов в занятиях магией, а с другой стороны, действительно придавало им ореол таких чудотворцев-харизматиков.
Мы видим, что Иисус и апостолы чаще всего не прибегали к каким-то вещественным средствам для исцеления, и вот это отвержение лекарств и медицины было очень характерно и для раннего христианства, и для раннего иудаизма. Скажем, ученик упоминавшегося мной Иустина Мученика Татиан прямо пишет, что «если кто-нибудь исцеляет с помощью вещества, веруя ему, он еще вернее будет исцелен, обратившись к силе Божией».
И для многих первых христиан использование веществ было связано чаще всего все-таки с чем-то нехорошим. Единственное исключение, которое делалось, — это помазание елеем. Это то, что мы видим уже в послании апостола Иакова, где он говорит, что если кто болен, пусть призовет пресвитеров и они помажут такого человека елеем, и по молитве человек будет исцелен (Иак 5:14-15). Все-таки большее значение первые христиане придавали именно молитве.
То же самое мы встречаем и в ранней раввинистической традиции. Известны по крайней мере два таких чудотворца-раввина, Ханина бен Доса и Хони Рисователь Кругов, про которых содержатся такого рода сведения в раввинистической традиции, скажем, что этот Ханина молился, когда некий человек заболел, и потом было точно установлено, что именно в тот момент, когда этот раввин помолился, то произошло исцеление по молитве на расстоянии, в тот же самый момент.
В античной литературе мы тоже встречаем подобного рода примеры чудесных исцелений. Самый известный, наверное, целитель — это полулитературный персонаж, в отношении которого не очень понятно, существовал ли он реально или это все-таки полностью продукт Флавия Филострата, — Аполлоний Тианский. Про него приводится у Флавия такой рассказ: «Некая девица в час своей свадьбы — по общему мнению — умерла. Жених неотступно шел за погребальными носилками, рыдая, что брак остался незавершенным, а вместе плакал весь Рим, ибо девица была из весьма знатной семьи. Узрев такое горе, Аполлоний сказал: «Опустите носилки, ибо я остановлю слезы, проливаемые вами по усопшей», — затем спросил, как ее звали. Многие решили, что он намерен произнести речь, какую обычно говорят на похоронах, дабы подстегнуть всеобщие сетования, однако Аполлоний ничего подобного делать не стал, коснулся покойницы, что-то потихоньку ей шепнул — и девица тут же пробудилась от мнимой смерти: и собственным голосом заговорила».
Подобное описание встречается в Евангелии от Луки: «Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! Тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его» (Лк 7:11-15).
Большинство исцелений, которые описываются уже в книге Деяний, чаще всего связаны с произнесением формулы «во имя Иисуса». Эта же формула используется и в большинстве случаев при крещении. Единственное исключение — это Евангелие от Матфея и «Дидахе», где крещальная формула содержит обращение к Троице «во имя Отца, Сына и Святого Духа». Во всех остальных случаях содержится призывание имени Иисуса либо, в более полной форме, Господа Иисуса или Господа Иисуса Христа.
Само это выражение «во имя» довольно сложно для понимания. Некоторые считают, что его надо понимать в смысле «ради», другие говорят, что здесь есть некий инструментальный момент, что его следует, поскольку это некая семитская калька, понимать как «посредством» или «с помощью». Но, скорее всего, это выражение «во имя Иисуса» означает «от имени», «по поручению». Соответственно, эти исцеления и крещения, которые совершают апостолы, они и совершаются по поручению или от имени Иисуса, который их послал.
Апостол Павел подобную же формулу использует в Послании к Коринфянам в отношении Моисея, когда он говорит, что многие евреи крестились «в Моисея», а это то же самое, что и во имя Моисея. Такое чередование есть и в отношении формулы, связанной с именем Иисуса. «Крестились в облаке и в море» — вот это «в Моисея» означает не некое пространственное действие или инструментальное, а тоже от имени или по поручению, по слову, по заповеди Моисея.
Литература
- Белоусов А. В. Флавий Филострат в религиозном контексте своего времени: Жизнь Аполлония и Героика. М., 2012.
- Дуглас М. Чистота и опасность: Анализ представлений об осквернении и табу. М., 2000.
- Иисус и Евангелия: Словарь / Ред.: Дж. Грин, С. Макнайт, Г. Маршалл; пер. с англ. М., 2003.
- Петров А. В. Феномен теургии: Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистическо-римский период. СПб., 2003.
- Рожанский И. Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988.
- Сандерс Э. П. Иисус и иудаизм / Пер. с англ. М., 2012.
- Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. М.: Наука, 1985.
- Хенгель М., Швемер А. М. Иисус и иудаизм / Пер. с нем. М., 2016.